Условия работы с психологом

Условия работы с психологом

⌛ Время чтения: 7 мин.

Профессиональная этика, границы и безопасность

Для того, чтобы ваша работа в процессе курса консультаций была эффективна и безопасна, важно соблюдать определенные правила.
Приходя к психологу, вы постепенно все больше открываетесь и порой рассказываете о себе самое сокровенное. Это может происходить с разной скоростью и глубиной самораскрытия. Доверие, которое возникает между клиентом и специалистом, как и в любых других человеческих отношениях, появляется не сразу. Однако в кабинете психолога оно обязательно должно быть обеспечено базовыми «настройками», максимально гарантирующими вашу безопасность.

Профессиональная этика психолога – это правила, нарушение которых может нанести вред как клиенту, так и самому специалисту. Сюда входит отсутствие так называемых «двойных отношений», соблюдение конфиденциальности, недопустимость навязывания психологом клиенту своего личного мнения и т.д.
Сеттинг – это взаимные обязательства психолога и клиента и правила работы на консультациях (сессиях), которые должны быть ясными, понятными и известными перед началом курса. Это такие договоренности, как своевременная оплата, регулярное посещение, отсутствие пропусков и опозданий и т.д.

Каждому новому клиенту я обязательно рассказываю о правилах и границах, которые необходимо будет соблюдать в процессе нашей совместной работы. На этой странице вы можете ознакомиться с пунктами соглашения (его также называют «психологическим контрактом»), которое заключается устно перед началом курса консультаций. Для того, чтобы услуги психолога оказались для вас полезны, нужно хорошо представлять, каких вложений (временных, финансовых, эмоциональных и физических) потребует от вас это мероприятие и располагать достаточными ресурсами.

При нажатии на каждый пункт списка можно прочитать пояснения.

  1. Встречи с психологом проходят регулярно, 1 раз в неделю по 60 минут в один и тот же назначенный день и время, за исключением особых случаев (разовый перенос по уважительной причине, сменный рабочий график клиента, временное увеличение частоты встреч в период проработки высокоэмоциональных переживаний).
    Постоянное время встреч способствует налаживанию ритма самостоятельной работы клиента. Всю неделю вне кабинета психолога ваш внутренний процесс продолжается. Многие клиенты отмечают, что ждут и настраиваются к определенному дню, наблюдают важные интересные особенности накануне очередной сессии. Важно также не перегрузить себя и следовать в сбалансированном темпе: в среднем за неделю психика успевает “переварить” полученную информацию и отдохнуть.
  2. Встречи отменяются/переносятся только в исключительных случаях (болезнь, форс-мажор). Перенос встречи – это консультация, проведенная в течение 2-3 дней до или после обычного времени по отдельной договоренности с последующим возвращением к обычному графику. Отмена встречи – это пропущенная неделя без изменений в обычном графике.
    Для получения желаемого результата необходимо регулярное посещение. В случае отмены 2 встреч подряд курс консультирования считается досрочно завершенным. Психолог имеет право отказать в работе клиенту, отменяющему встречи чаще, чем раз в 2 месяца.
    Регулярность встреч обеспечивает равномерное продвижение к результату. Защитные механизмы психики работают на сохранение привычного состояния, потому что известное постоянство предпочтительнее для нашего бессознательного, чем любые перемены. Частые или внезапные отмены встреч являются признаком неосознанного сопротивления и это обязательно стоит обсудить на сессии.
  3. При отмене встречи со стороны клиента позднее, чем за 24 часа до назначенного времени, такая консультация считается проведенной и оплачивается в полном размере. При отмене встречи со стороны психолога (исключительный случай) позднее, чем за 24 часа до назначенного времени, следующая консультация проводится для клиента без оплаты.
    Наши обязательства взаимны. Здесь, разумеется, случаются исключения – например, чрезвычайное происшествие. Но в большинстве случаев, такие причины как забывчивость или совпадение даты встречи с другими планами не являются уважительным причинами для внезапной отмены встречи. Здесь действует принцип вашего отношения к ценности психологической работы: если для вас посещение психолога не является приоритетным событием на неделе, очень вероятно, что вы не готовы к реальным изменениям или в процессе консультирования что-то пошло не так (не сложился контакт и доверие с психологом; слишком интенсивно «копали» в себе и теперь требуется отдых; нужно переформулировать изначальный запрос и т.д.). Истинные причины частой отмены консультаций нужно разобрать с психологом.
  4. Встречи проходят очно, в кабинете психолога. Во время отъезда психолога или клиента по отдельной договоренности работа может продолжаться по видеосвязи с той же периодичностью, что и очные встречи.
    Я предпочитаю очные встречи по нескольким причинам. Во-первых, в живом общении лицом к лицу проявляется огромное поле ваших уникальных способов проявлять себя и выстраивать контакт. По видеосвязи эти проявления оказываются урезанными, ощущается дистанция, сложнее наладить реальные отношения. Во-вторых, кабинет психолога – это особое место, в котором вы выполняете особую работу, и его посещение является одновременно ритуалом и инструментом, способствующим вашим изменениям. Многие клиенты рассказывают о важных мыслях и чувствах, которые посещают их по пути на консультацию или по дороге обратно. В-третьих, определенные усилия, которые приходится прикладывать для очных встреч, являются вкладом клиента в ценность работы над собой, и это приносит свои плоды.
  5. В случае опоздания клиента консультация сокращается на время опоздания. Приходить на консультацию имеет смысл не раньше, чем за 2-3 минуты до назначенного времени. Психолог оставляет за собой право не принимать клиента раньше.
    Перерывы между приемом клиентов совершенно необходимы специалисту. Каждый определяет для себя сам, сколько времени ему необходимо, чтобы успеть сделать рабочие записи, переключиться, отдохнуть, настроиться на следующего посетителя. В случае опоздания клиента психолог не всегда имеет возможность задержаться, так как может не хватить времени на перерыв перед следующей назначенной консультацией.
  6. Клиент производит оплату каждой консультации непосредственно после ее проведения наличными в кабинете психолога, либо переводом на банковскую карту по номеру телефона в течение текущего дня после встречи.
    Если вы часто забываете перевести оплату вовремя, это также нужно будет обсудить на сессии.
  7. Психолог имеет право направить клиента к врачу-психиатру в случае предположения психических состояний, требующих медицинского сопровождения и может отказать в дальнейшей работе, если клиент не посетил психиатра до следующей назначенной консультации психолога. В случае уже имеющегося психиатрического диагноза клиент обязан сообщить о нем психологу.
    Психолог – это не врач! Иногда отсутствие медицинского сопровождения может быть большим риском для клиента. Если, к примеру, у вас клиническая депрессия, одного психологического консультирования вам будет недостаточно, а без лекарств может наоборот стать хуже. Нет никаких оснований бояться консультации психиатра – я сотрудничаю с опытными современными специалистами, которые работают корректно, вежливо, при необходимости анонимно; подробно все разъясняют и отвечают на все вопросы.
  8. Психолог не вступает в переписки по вопросам, которые могут быть обсуждены на консультации. При этом в случае экстренной необходимости клиент всегда может обратиться к психологу за дополнительной внеплановой встречей или сообщить о своем состоянии, если оно вызывает серьезное беспокойство.
    Для того, чтобы объем работы с психологом не был чрезмерным для обоих участников процесса, важно соблюдать границы времени сессии. Наша совместная работа – это один час в неделю, и его можно провести максимально плодотворно. Если у вас в процессе курса появляется желание “дополучить” что-то еще в течение недели (задать вопрос, рассказать событие, поделиться эмоциями), об этой потребности стоит рассказать на встрече.
  9. Отношения психолога и клиента исключают любое общение вне консультаций и краткой переписки по организационным вопросам. Психолог не принимает подарки от клиентов.
    Крайне важный этический момент – границы отношений между клиентом и психологом. Если вы мой клиент, мы не можем быть также друзьями, партнерами, обмениваться услугами или подарками. Я не добавляю клиентов в друзья с моих закрытых личных аккаунтов в соцсетях. В разных психологических подходах (у других специалистов) границы допустимого могут быть мягче или строже, хотя двойные отношения всегда под запретом. Это вопрос психологической безопасности и эффективности работы.
  10. Близкие родственники, друзья, коллеги, супруги или партнеры не могут посещать одного и того же психолога в режиме индивидуального консультирования.
    Это также вопрос безопасности и конфиденциальности. В ситуации раздельного консультирования людей, близко связанных между собой, практически невозможно избежать бессознательных процессов и у психолога, и у клиентов, которые будут негативно влиять на каждого участника. Например, психологу может быть крайне тяжело сохранять беспристрастность, а кто-то из клиентов может испытывать тревогу по поводу того, что о нем говорит его партнер/друг/родственник. Таких ситуаций лучше избегать. Если моим клиентам нужен психолог для близкого человека, я всегда готова порекомендовать компетентных коллег.
  11. Психолог обязуется соблюдать конфиденциальность. Никакая информация о клиенте не разглашается нигде и никаким образом, кроме случаев профессиональной супервизии (с условием анонимности и изменения тех данных клиента, по которым его можно узнать) и в случае дачи показаний в правоохранительных органах.
    Это обязанность психолога, у клиента таких обязательств нет. В то же время, процессу идет на пользу, если клиент не рассказывает постоянно близким во всех подробностях содержание его работы с психологом. Смысл в том, чтобы проживать свои личные глубинные процессы самостоятельно, а для этого бывает важно остаться с ними наедине.
  12. Для экологичного завершения курса консультаций, после совместного с психологом решения об окончании, клиенту необходимо прийти еще на одну завершающую встречу.
    Важно подводить итоги, завершать начатое и прощаться. Обычно количество завершающих встреч коррелирует с общей длительностью курса консультаций. Если вы были клиентом полгода, то одной встречи для того, чтобы проговорить все необходимое, будет достаточно. Если сложилось так, что работа с психологом шла 2-3 года, к процессу ее завершения стоит подойти с вниманием. Иногда случается и так, что процесс в какой-то момент кажется пустым, скучным, слишком тяжелым, что-то раздражает или теряется смысл. Как раз эти моменты могут стать настоящим прорывом в вашей работе над собой. В таких случаях прийти еще раз значит дать себе шанс продвинуться глубже в понимании себя – но обо всех этих внутренних сомнениях необходимо говорить психологу.
Top