Как «выключить» неудобные чувства?
Моя «любимая» категория первичных запросов клиента — про чувства. Иногда они тщательно замаскированы, но довольно часто проблема формулируется примерно так:
- Я очень злюсь, и это мешает. Как перестать злиться?
- Мне страшно, но бояться глупо; как сделать чтобы страх исчез?
- Мне больно, а я ведь заслужил, как научиться терпеть?
- Я ревную, это же неправильно, как не ревновать?
- Я завидую, какой ужас! Надо как-то прекратить.
- Очень хочу быть с ним, а он не хочет. Как мне не хотеть?
Знакомо и так понятно! При всем своем «супер-профессиональном» взгляде постоянно ловлю и у себя такие мысли) Суть этих пожеланий — «как выключить неприятное чувство?» Оно как будто постоянно мигает и шумит, как сирена — игнорировать уже не получается. Очень неудобно жить, к тому же к одним чувствам добавляются другие (бояться стыдно, разочаровываться страшно и т.д.)… Шум усиливается, становится невыносимым.
Как мне видится, в этих запросах есть одно ключевое заблуждение: неверный фокус. Здесь же и ответ на немедленно возникающий вопрос «а что же тогда делать?»
Нет-нет, мы, конечно, не «дураки, глядящие на палец вместо неба». Это нормально — хотеть избавиться от мучительного симптома. Главное, вовремя перевести взгляд с проявления на причины, которые порой лежат не на поверхности.
Чувство — всего лишь сигнал о том, что мы переживаем что-то значимое для нас. Неприятные чувства, в частности, сигнализируют о том, что нас что-то не устраивает.
Эта сигнализация не выключается, ведь ее функция — помогать нам ориентироваться и регулировать качество своей жизни, она нам совершенно необходима. Исключение — состояние глубокой депрессии, когда «вышибает пробки» от перенапряжения и все становится одинаково безразличным, но это явно не то, к чему хочется прийти.
Как бы ни хотелось отрицать значимость происходящего, наши эмоции нас не обманывают. Придется заниматься решением ситуации, иногда путем работы над нашим восприятием (что и почему нас так заботит или ранит), иногда — находя новые способы удовлетворения важных потребностей… И тогда постепенно на смену неприятно орущему «аларму» придут совсем другие состояния — радость, удовлетворенность, спокойствие.
Моя работа — помочь клиенту разобраться, о чем сигнализируют его тяжелые чувства, чтобы появилась возможность работать с более глубокими изначальными темами.